Банки на ivbanks.ru

КРАНБАНК. РАБОТАЕМ СТАБИЛЬНО!

09.09.2015 | Комментарии 0

В нормальной ситуации информационные атаки отбиваются банками сравнительно легко. В условиях кризиса они способны не только обрушить вполне жизнеспособные финансовые структуры, но и обескровить весь банковский сектор страны.

Напомним, с чего всё начиналось. В августе 2015 года «Кранбанк» оказался в эпицентре информационной атаки на ивановские банки. Это универсальное оружие недобросовестной конкуренции не использовалось в нашем регионе в таком масштабе со времен политических баталий в 90-х годах. А сейчас удобным поводом для начала передела банковского рынка в Ивановской области стал отзыв Банком России лицензии у «Пробизнесбанка» 12 августа.

14 августа. Пятница. Начало атаки на банки (вброс дезинформации) сразу по нескольким направлениям:

  • организация обсуждений в блогах и интернет-форумах известных журналистов темы о предстоящем в ближайший понедельник отзыве лицензий еще у нескольких ивановских банков;

  • массовая рассылка sms-сообщений и обзвон клиентов банков и лиц, чьё мнение имеет в регионе определённый вес, с рекомендациями срочно забирать деньги из банков, поскольку сведения получены «из абсолютно достоверных источников сверху».

Мы оцениваем это так: первоисточником дезинформации являются сотрудники банка-конкурента, который целенаправленно распространял негативную информацию о «Кранбанке». А вот непосредственную роль участников информатаки, уверены, оценят компетентные в таких вопросах органы.

Использование технологий чёрного PR как метода конкурентной борьбы в банковской сфере является бесспорным злом для экономики.

Во-первых, вкладчики банка, поддавшиеся панике и досрочно забравшие из «Кранбанка» свои деньги, не только потеряли на процентах, но в большинстве случаев забрали их «под подушку» или «в банку», т. е. не перевели их в другой «более надёжный банк», а вообще изъяли их из банковской системы.

Во-вторых, чтобы противостоять панике среди клиентов банка в результате чёрного PR, банки должны иметь больший, чем в ситуации отсутствия угрозы информатаки, объём высоколиквидных активов (денежных средств на корсчетах и в кассе, краткосрочных межбанковских кредитов и депозитов, высоконадёжных и соответственно низкодоходных ценных бумаг). Увеличивая объём средств в «по-душке безопасности», банки не только теряют свои доходы, но и в массовом порядке сокращают кредитование предприятий и частных лиц, тем самым изымая средства из реального сектора экономики.

И в-третьих, массовое распространение чёрного PR как инструмента конкурентной борьбы (по причине правового вакуума) позволяет игрокам пренебрегать добросовестными методами конкуренции, т.е. не заботиться об улучшении продукта/услуги, качества сервиса.

Как побороть это зло?

В первую очередь необходимо изменить на федеральном уровне основополагающие факторы, позволяющие дестабилизировать банковскую систему государства, а именно:

  • Изменить законодательство РФ в части повышения эффективности противодействия чёрному PR в банковской сфере.

  • Ввести в экономический оборот инструмент срочных безотзывных вкладов.

  • Сделать более доступным и эффективным рефинансирование средних и малых банков со стороны Банка России под залог их активов.

  • Увеличить страховое возмещение по вкладам, а также распространить его на средства предприятий.

Эти предложения не новы. Об этом банковское сообщество, в том числе банковские ассоциации заявляют давно и выступают с соответствующими законодательными инициативами. Определённые позитивные изменения в указанных направлениях мы наблюдаем. Но как видим, они недостаточны, так как рукотворные кризисы образца августа 2015 года в ивановской банковской системе случаются в разных регионах страны в последние годы с нарастающей интенсивностью.

Поэтому, оказавшись перед лицом этой угрозы, в качестве первостепенной ответной меры руководители банков вынуждены наращивать компетенцию по контр-PR, иначе до воплощения вышеупомянутых инициатив в жизнь доживут немногие.

Информационная атака – это не только инструмент недобросовестной конкуренции, но и способ посеять панику, страх среди населения. То есть она равносильна финансовому террористическому акту. Так почему сообщение о якобы заложенной бомбе на вокзале – это преступление, а распространение ложных сведений о банках – нет?

Мишенью организованной информатаки легко может стать практически любой бизнес в любой отрасли. И в результате репутация, заработанная честным трудом в течение многих лет, может обесцениться в один момент.

Анализируем ситуацию в нашем регионе и видим, что «Кранбанк» не одинок в борьбе с классическим компроматом: аналогичный сценарий нападения пережили банки Самары, Челябинска, Новосибирска (осень-2013-го), уральские банки (сентябрь-2014-го), региональные банки Тольятти (август-2015-го).

Классический приём чёрного PR, применённый в августе в Иванове:

  • 1. За основу берётся неопровержимый и простой для понимания целевой аудиторией факт (фактический отзыв лицензии у одного из банков).

  • 2. Создаётся ложная информация, близкая по смыслу и связанная с неоспоримым фактом (вероятный отзыв лицензии у действующего банка в скором времени).

  • 3. Ложная информация вбрасывается по всем каналам коммуникации с целевой аудиторией (звонки, смс, эл. почта, соцсети), доступным злоумышленникам.

  • 4. Вброшенная информация подогревается до тех пор, пока её распространение (в том числе из уст в уста) не принимает лавинообразный характер и её не начинают тиражировать СМИ.

  • 5. В результате паники целевая аудитория начинает действовать так, как задумали злоумышленники.

Очень важно быстро распознать информационную атаку и отличить просто слухи от рейдерской акции. Если с неорганизованными слухами всё понятно и справляться с ними каждому приходилось без особых усилий, то в случае с информатакой необходимо реагировать моментально и тщательно работать с информационным полем, чтобы переломить ситуацию. Информационную атаку необходимо гасить не в течение трёх дней, когда уже есть существенные потери ресурсной базы, а в течение первых суток. При этом важно продолжать качественно и открыто выполнять свою работу, а потом уже компенсировать потери.

Для «Кранбанка» опыт отражения неожиданной информационной атаки со стороны сильного конкурента, безусловно, стал полезным для стратегического планирования своего развития.

Острую фазу атаки удалось отбить в значительной степени благодаря слаженной работе нашей команды. Спокойная и профессиональная работа сотрудников фронт-офиса, непосредственно принимающих обращения клиентов, сбила панический накал и продемонстрировала, что «Кранбанк» работает стабильно. Свои обязательства перед клиентами и партнёрами банк выполняет в полном объёме и без задержек.

Неоценимую поддержку в пик атаки оказали наши уважаемые клиенты и партнёры, представители правительства Ивановской области, управления ФАС по Ивановской области, Ассоциации российских банков, которые своими публичными выступлениями помогли переломить ситуацию на информационном поле.

Благодаря оперативной реакции Ассоциации российских банков на наше обращение, уже 28 августа на заседании комитета АРБ по банковскому законодательству и правоприменительной практике принято решение о возобновлении работы над проектом федерального закона № 449133-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу распространения заведомо недостоверной информации о банках и публичных организациях» в связи с участившимися случаями распространения за-ведомо ложной информации о плохом финансовом положении кредитных организаций.

Изменение конкурентной среды на банковском рынке заставляет и нас меняться, приспосабливаться к тем ограничениям, которые появились в последние годы. Будем искать новые ниши, новые возможности, новые точки роста. Нарабатывать новые компетенции, в том числе инструменты противодействия информатакам. Жизнь продолжается!

Просмотров: 1058

К списку интервью

Комментарии

Комментариев пока нет.
Для написания комментариев необходимо войти или зарегистрироваться.