Курсы валют ЦБ РФ

$ 23.05 -1.2717 61.261
23.05 -1.0931 72.239

Курсы валют в банках Иваново

Храмы на главной площади

27.09.2011 | Комментарии 0

В родословной фабрикантов Гандуриных есть любопытная запись: «Время основания села Иванова в точности неизвестно, но уже в 1328 году оно упоминается как деревня Ивань в духовном завещании Ивана Даниловича Калиты.

При Дмитрии Ивановиче Донском оно называлось сельцом Ивань, а при Василии Васильевиче Темном - селом Ивановом». К сожалению, запись не подтверждена историческими документами.

По данным шуйского историка В.А.Борисова, первое достоверное упоминание об Иванове относится к 1561 году, когда царь Иван Грозный подарил село Иваново в числе других земель князьям Черкасским, братьям своей второй жены - кабардинской княжны Марии Темрюковны. Поскольку Иваново упомянуто уже как село, - можно предположить, что в нем была церковь. Однако современные историки считают эту запись также не достоверной.

В описании вотчины князя И.И.Шуйского 1632 года, когда он стал владельцем села, указывается, что в Иванове на главной площади располагались «церковь Воздвижения Честного креста и престол апостола Ивана Богослова древяна... да теплая церковь святые мученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, а в церквах образы и свечи, и книги, и ризы, и сосуды церковные, и колокола и всякое церковное строение вотчинниково». К 1667 году появился второй придел Воздвиженской церкви, посвященный святителю Николаю Чудотворцу. В это же время на месте старой выстроили новую Пятницкую церковь. Рядом с храмами располагался небольшой Варваринский (по другим данным – Воздвиженский) женский монастырь. Никаких сведений о нем не сохранилось. Однако нынешняя улица Красной Армии в XVIII веке носила название Варварская.

Во время страшного пожара 1699 года деревянные церкви сгорели. В начале XVIII века выстроили высокую кирпичную колокольню. Она представляла собой восьмигранный столп, увенчанный шатром с тремя рядами слухов. Такой тип колокольни был очень широко распространен в XVII, а в провинции вплоть до начала XIX века. Одновременно с колокольней выстроили деревянную летнюю церковь Воздвижения. Кирпичная зимняя церковь Рождества Христова с приделом Параскевы была освящена в 1761 г.

21 августа 1775 года, во время нового опустошительного пожара «деревянная церковь Воздвижения Честного Креста сгорела дотла, на другой - Рождества Христова с приделом Параскевы - сгорели главы и верх, а на колокольне сгорели полы, колокола попадали и растопились. Церковь Воздвижения стояла 73 года».

27 мая 1781 года провели торжественную закладку кирпичного Крестовоздвиженского храма с приделами Иоанна Богослова и Николая Чудотворца. Строилась церковь под руководством мастеров из посада Большие Соли Е.С. и П.А.Воротиловых и была освящена 27 июня 1795 года. Фасады были оформлены в традициях стиля барокко. В том же стиле сооружен высокий золоченый иконостас, украшенный пышной деревянной резьбой. В 1801 году храмовые главы позолотили, а через пятьдесят шесть лет на средства И.А.Бабурина позолоту возобновили. Настенную живопись выполнил в 1834-1836 годах художник из Тейкова Е.А.Медведев

Второй, зимний храм Рождества Христова с приделом мученицы Параскевы, восстановленный после пожара, был кирпичный, одноглавый, с довольно скромной отделкой фасадов и интерьера. В 1812 году к нему пристроили второй придел, в честь Георгия Победоносца. В первой четверти XIX века по проекту архитектора Е.Я.Петрова провели реконструкцию храма. Он был завершен пятиглавием, обновили и внутреннее убранство. Иконы написал мастер из с. Васильевское А.И.Прихудайлов, настенную живопись выполнил В.А.Медведев. В 1856 г. у купца И.А.Бабурина умерла дочь Анна, которая вышла замуж в 18-летнем возрасте, но, прожила в браке всего два года. В память о ней он предложил сделать придел. Однако вскоре решили снести старое здание и выстроить новую церковь Рождества Христова с приделами Симеона и Анны, и Феодоровской Богоматери.

«2 июля 1857 г. 2 гильдии Посада Вознесенского купец И.А.Бабурин в Крестовоздвиженском села Иваново приходе состоящий изъявил свое желание в оном приходе теплый Христорождественский храм и придельные алтари перестроить с распространением оных за свой кошт». Через два года И.А.Бабурин «изъявил усердие свое и желание тоже за свой счет в сообразность плана и фасада, по коим перестраивается означенный храм, перестроить трапезу для распространения ее по тесноте по составленному вновь архитектором Реймом плану и фасаду».

Два придела в трапезной части храма – в честь Феодоровской иконы Божьей Матери и праведных Симеона и Анны освятили в 1860 г. Вскоре И.А.Бабурин умер, поэтому возникли проблемы с финансированием окончания строительства. Однако на средства Я.К.Буркова, А.А.Напалкова и других благотворителей новый храм выстроили и приготовили к освящению, которое состоялось в июне 1864 г. провел его архиепископ Владимирский и Суздальский Феофан, впоследствии известный как святой Феофан-Затворник.

Проект храма в подражание московским соборам XV-XVI веков был прислан владимирским архитектором Н.К.Реймом. Фасады, имеющие трехчастное членение, завершались полукружиями - закомарами. Храм был увенчан пятиглавием с луковичной формой куполов. Древний вид зданию придавали узкие щелевидные окна. При строительстве храма два старых придела оказались внутри его и в зимнее время в период строительства в них проводились богослужения. В 1868 году из-за тесноты в храме они были разобраны. Однако старые прихожане высказывались за восстановление этих престолов. Настенную живопись выполнил московский художник Н.Г.Степанов в 1874-1875 годах. Незадолго до этого позолотили четырехъярусный иконостас.

В 1912 году по проекту московского архитектора И.Е.Бондаренко западная часть храма была надстроена до высоты основного объема и увенчана куполом. Пристройку выполнили в стиле первоначального сооружения, но с использованием железобетонных конструкций. При этом удалось убрать все опорные столбы, и храм стал одним из самых крупных в епархии. Освящение прошло 7 октября 1912 г.

На втором этаже новой пристройки оборудовали обширные хоры на 500 человек, где по инициативе старосты - купца С.И.Соколова устроили два придела: Георгия Победоносца и мученицы Параскевы-Пятницы. Они были освящены осенью 1914 года. Так были восстановлены престолы, существовавшие в старой Рождественской церкви.

Источник: Директор № 8 (127), август 2011

Просмотров: 1691

К списку статей

Комментарии

Комментариев пока нет.
Для написания комментариев необходимо войти или зарегистрироваться.